Лизза писал(а): ↑12 июн 2019, 12:26
Сэнсей,
я пыталась своими словами, но получилась практически стенограмма ролика, ведь лучше Осипова я не скажу. Конечно, трудно переложить разговорную речь на бумагу, т.е. экран, но я хотя бы пыталась. Надеюсь, понятно получилось.
Итак, как можно объяснить, что такое Бог Троица и почему из понимания единосущности Бога следует основополагающий закон бытия. (Алексей Осипов с очень небольшой моей корректурой).
Осипов говорит, что недавно была встреча с мусульманами Ирана, и они дипломатично говорят, что «нам трудно принять ваше учение о Троице-Боге, что есть Отец, Сын и Дух Святой. Мы исповедуем единое божество и не можем принять этой тройственности».
Это было одно из их возражений, всего 3, но это первое.
И вот как им ответили, что исповедует христианство. Объяснили на примере.
Всю историю человечество было убеждено, начиная от древних греков, что самой элементарной частицей, из которой построено всё мироздание, последней и потому неделимой, является атом (он потому так и назван греческим словом «атом», что означает «неделимый»). Всю историю были убеждены в этом. И вдруг, в конце 19-начале 20 века произошло потрясающее открытие – внутри атома оказывается существуют протоны. электроны. нейтроны. Атом, это последнее неделимое, всё, точка, конец, и вдруг оказалось, что внутри него целый мир.
И мусульманам сказали: «Да, мы тоже веруем в единого, одного Бога, но какого! Это не какое-то моноипостасное существо, которое живет в самом себе в этой бездонной вечности, нет. Внутри Божества мы находим потрясающую жизнь, вот то, что христианство исповедует, триипостасность, единую сущность, один атом (неделимый), внутри него эти три, то, что мы называем человеческими словами которые конечно никогда не могут описать сути дела, - «Отец, Сын и Дух Святой».
Осипов говорит, что если хотите как-то хоть отчасти это понять, то христианство говорит, это можно несколько понять, обращаясь не к чему-либо, а к человеку, ибо Откровение говорит, что человек является образом Божиим, он высочайший образ Бога.
И вот – ум, вот он Отец в человеке. Ум обладает свойством рождать мысль. По-гречески «мысль» или «слово» выражается одним и тем же словом «логос». Слово или мысль являются порождением ума, это естественная функция ума, нет ума без слова, без мысли, это то, что на языке догматическом называется или Бог Слово или Бог Сын, это одно и то же. Итак, ум человеческий порождает этого Сына – слово, мысль. И каждому уму соприсущ определенный дух как нравственное начало.
Вот в человеке мы это видим. Ведь каждое слово наше всегда может быть окрашено каким-то нравственным определенным началом или Духом.
Итак, мысль неразрывна от ума, дух неразрывен от ума, едины, вот, единая личность, и в нем мы видим триипостасность – ум, слово и дух. Образ Божий в человеке.
Вот так ответили мусульманам и объяснили им, что мы исповедуем не трех богов, а единого триипостасного Бога.
Вот эта сложнейшая конструкция – триипостасность Бога – ее не было в дохристианском мире, никогда и нигде, этот христианский догмат уникален в этом плане.
Осипов говорит, что до сих пор бились и бьются все атеистические исследователи над вопросом, откуда это взяли христиане, где они добыли, нигде вне христианства этого нет.
Итак, о чем же говорит этот христианский догмат о единосущности Бога Троицы, эта первая вероучительная истина? Один из великих мыслителей древности, Григорий Богослов, и другие великие мыслители, образно говорят поразительную фразу – тот, кто видел Бога, тот видел любовь. Оказывается, Бог – это не самозамкнутая монада, выражаясь языком Лейбница, не монада в себе замкнувшаяся, а Бог – триипостасен, говорим мы, или три лица. И что это означает? Это принцип любви, ибо мы говорим, что Бог един в своей сущности и триипостасен в своих лицах. Предел любви какой? Когда кажется, что вот они двое на самом деле как одно; они трое, семья имеется в виду, например, а они все как одно, они не мыслят себя разделенными, они не мыслят жизни друг без друга, и сколько в истории мы знаем таких случаев, когда не может просто человек жить, потеряв другого. Принцип единосущности, и как созидается эта единосущность? Христианство утверждает- эта единосущность есть любовь.
Все те, кто когда-либо занимались хотя б немножко изучением философии, прекрасно понимают, что это такое, ведь речь о чем идет? Если обратимся к философии, то она что ищет, - где же начало, где же этот самый фундаментальный закон нашего мира, где этот закон?
Христианство отвечает, - Бог, который есть любовь. Об этом говорит Троица Бог. Основным законом, оказывается, жизни является любовь, а не что-нибудь другое. Причем какая любовь – единосущная, доводящая множество до полного единства, не слияния, обращаю внимание, не слияния (муж, жена и ребенок – они остаются теми же, но они буквально одно, не сливаясь, будучи тремя, они представляют собой одно).
Основным законом бытия нашего, вообще в целом, даже материального бытия (Аристотель говорил даже о симпатии планет), итак основным законом бытия в целом и прежде всего и преимущественно человеческого бытия оказывается закон любви. Вот что утверждает христианство.