Одним из испытателей и первых пилотов "Ильи Муромца" был смолянин Глеб Алехнович. Кстати, в неудачном полете на нем он и погибДень дальней авиации ВВС России был учрежден в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС России.
Днем, положившим начало развитию дальней авиации в России, можно назвать 23 декабря 1913 года, когда совершил первый полет тяжелый четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец» — легендарное детище авиаконструктора Игоря Сикорского.
Спустя ровно год, 23 декабря 1914 года, по Указу императора Николая II была сформирована первая в мире эскадра таких самолетов. Эту дату и принято считать днем создания российской дальней (стратегической) авиации.
Он стал и первым смолянином, поднявшимся в воздух на самолете над Смоленском. Об этом пишет С.М. Яковлев в книге "Наши крылатые земляки», изданной почти полвека назад: "Летом 1912 года он пролетел над Покровской горой на биплане, сконструированном петербургским инженером Яковом Гаккелем"Из дворян Смоленской губернии.
При поступлении в Качинскую авиашколу поначалу был забракован приёмной комиссией из-за близорукости (единственный русский лётчик носивший очки), несмотря на это успешно её закончил и получил диплом пилота-авиатора № 30 от 29.07.1911 г.
Работал лётчиком-испытателем на Русско-Балтийском вагонном заводе в Петербурге, испытывал самолёты «Русский Витязь», «Илья Муромец». В начале Первой мировой войны призван в армию и назначен командиром «Ильи Муромца-V», на котором совершил свыше 100 вылетов.
После Октябрьской революции перешёл на сторону Советской власти. Добровольно вступил в Красную Армию. Участвовал в создании «красной» Эскадры.
Погиб при крушении на «Муромце» при невыясненных обстоятельствах. Похоронен в Петрограде на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Это, кстати, не все то, что связывает Смоленск с дальней авиацией