Недоумевающий писал(а): Да никакие "смоляне (горожане!) в Москву", конечно же, ничего не писали!
Составил и отправил эту "докладную записку" царю (как своему прямому и непосредственному начальнику) смоленский воевода Михаила Шеин (точнее, его "аппарат"), который и в Смоленске-то появился два года назад, когда его за успехи в подавлении восстания Болотникова возвели в боярство и послали на повышение воеводствовать в Смоленск Отсюда и такое содержание верноподданническое, заверения в верной службе – "за Государя и Великого князя Василия Ивановича всея Русии и за его крестное целование".
А что он иное мог написать - назначенный царем, как сказали бы раньше, "царский сатрап"? :)
На каком основании Вы делаете такие категоричные суждения, непонятно. Хотя бы написали, "как мне кажется", "как я думаю", а то ведь пишите-то категорично: не смоляне писали, а Шеин с аппаратом!
Приведу Вам другого рода документ о том же самом. Это не грамота на имя государя, а частное письмо. Подчеркиваю, частное письмо. Оно было отправлено смоленским подьячим Василием Тороканом некоему Василию Мироновичу 8 октября 1609 года, то есть за день до отправления грамоты смолян царю. В письме говорится: "и в том все мы целовали крест государю, что в городе в остроге сидети и с литовскими людьми и с воры битись до смерти и города и острога не здати... блюдясь королевского приступу вскоре посады выжгли сами". Горожане сами жгли свои дома, укрывшись в крепостных стенах. Целовали крест стоять насмерть.
Чтобы было более понятно, кто же оборонял Смоленск 20 месяцев от войск польского короля Сигизмунда III, приведу "Роспись смоленского гарнизона по башням": "по башням и по стене и у наряда" поставлено 39 дворян, 48 купцов и 1862 посадских (т.е. горожан). Основную часть гарнизона, оборонявшего крепость, как мы видим, составляли жители посада, располагавшегося вокруг крепостных стен, в основном в Заднепровье. По приблизительным подсчетам, весь гарнизон Смоленска составлял примерно 5400 человек, из них 500 стрельцов, 500 дворян, 1300 крестьян, 2100 посадские (горожане). Таким образом, горожане были самой многочисленной, и нужно сказать, самой сплоченной и сильной духом частью смоленского войска.
Например, в "Дневнике осады" (польский документ) в сентябре 1610 году, т.е. через год после начала осады пишется: "передались три боярина (т.е. перебежали из осажденной крепости к полякам), которые сказали, что между осажденными великое разногласие. Бояре, стрельцы и духовенство стоят за то, чтобы сдаться на имя короля... а посадские люди, т.е. купцы, в числе которых есть много зажиточных, богатых, никак не хотят отложиться от столицы".
Так что жители Смоленска были оплотом обороны крепости, они защищали город, как православную святыню. Именно так. И без всякого клерикализма, а исключительно ради исторической правды.
Недоумевающий писал(а): А про "обещались Господу Богу и Пречистой Богородице и к угодникам ее Меркурию и Аврамию и Офрему (смоленские святые!!!) и всем святым" – это просто мелизмы стиля, обязательные для того времени.:
Про мелизмы - это Вы бросьте. Это для Вас они мелизмы, а для смолян XVII века - святые покровители города. Вообще же, замечаю, что Ваши рассуждения, рассуждения человека, безусловно, умного и образованного, грешат одним существенным недостатком: они неисторичны! То есть Вы переносите в далекое прошлое представления, понятия, мышление нашего времени. Отсюда и представление о воеводе Шеине, как о банальном карьеристе-лизоблюде, а о православных ценностях, как об обязательных оборотах речи, почти канцеляризме. Ну что тут можно сказать? Наша нынешняя циничная эпоха, конечно, глубоко перепахала мозги людей. Цинизм стал нормой, как для оценок современных событий, так и для понимания дел давно минувших.
Недоумевающий писал(а): Ну а тут мне даже как-то комментировать неудобно:
Символично, что последние защитники города закрылись в Успенском соборе и погибли там после взрыва пороховых погребов.
Кузьмич, так сейчас даже некоторые турагентства, которые поприличнее, пишут, что это не более, чем красивая легенда, а Вы тут вроде как всерьёз… :yahoo:
Недоумевающий, Вы всерьез меня упрекаете в плохом знании таких известных событий? :shok: Удивили! Специально для Вас сообщаю, что, на самом деле, легендарным является представление, что в 1611 году Мономахов Успенский собор был взорван до основания. Взрыв был, но стены устояли, по крайней мере, их значительная часть.
Пороховые погреба под собором, действительно, взорвались. И горожане, которые были в соборе, действительно, погибли. По какой причине они взорвались, тут есть разногласия. В "Новом летописце" современник пишет: "Последние ж люди запрошася у Пречистыя Богородицы в Соборной церкви. Един же Смольянин кинулся в погреб. Погребу ж бывшу под тем Соборным храмом с пороховою казною, и то зелье зажгоша, и храм соборной Пречистой Богородицы разорвася, и людей всех побиша, кои в церкви быша".
А вот свидетельство с другой стороны. Записки гетмана Жолкевского, участника осады Смоленска: "Огонь достигнул до запасов пороха (коего было достаточно на несколько лет), который произвел чрезвычайное действие: взорвана была половина огромной церкви (при которой имел свое местоприбывание архиепископ) с собравшимися в нее людьми, которые неизвестно даже куда девались, - разбросанные останки как бы с дымом улетели..."
Был ли взрыв Успенского собора актом самопожертвования со стороны какого-то горожанина или просто результатом пожара, однозначно установить вряд ли теперь возможно. Но сам факт поиска спасения горожанами в доме Пречистой Богородицы и их гибель там - это факт исторический и неоспоримый.