Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Минувших зол воспоминанье Уже есть благо для сердец....
-
- Сообщения: 220
- Зарегистрирован: 05 апр 2012, 23:06
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 2 раза
Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
"Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики.
Из них уж многих нет; другие, коих лики
Еще так молоды на ярком полотне,
Уже состарелись и никнут в тишине
Главою лавровой...
(А.С. Пушкин. Полководец)
В "Вехах" уже немало размещено портретов русских генералов, батальных сцен, связанных со Смоленщиной в 1812 г. Предлагаю отдельную тему, своего рода мини-галерею... Начну с двух иностранцев...
"Христиан Вильгельм Фабер дю Фор (v. Faber du Faur) - вюртембергский генерал-майор (1839), художник-любитель. Потомок гугенотов, выходцев из Лангедока. Изучал право в Тюбингене, с 1802 г. государственный адвокат в Штуттгарте. В 1809 добровольно поступил в полк Короля, в июне произведен в лейтенанты. В мае 1810 г. обер-лейтенант. В 1812 году служил в резервном парке 25-й пехотной дивизии Великой армии. На Бородинское поле прибыл 5(17) сентября уже после сражения, был очевидцем действий отряда И.С. Дорохова на Можайском тракте..
Создал серию рисунков о походе в Россию, которая в 1827-1830 гг. была гравирована и издана под названием «Листы из моего портфеля, зарисованные на месте во время кампании в России» («Blatter aus meinen Portefeuilleim Laufe des Feldzugs 1812...», Stuttgart, 1831). Подробные пояснения к гравюрам составил Ф. Кауслер (его сослуживец) и Р. Лобауер. Альбом выдержал несколько изданий, наряду с серией рисунков А. Адама он является ценнейшим изобразительным источником о войне 1812 года. Исполненные Фабер дю Фором акварели с военными сценами находились в коллекции вюртембергского короля. Ныне вся серия акварельных рисунков, посвященных походу в Россию, хранится в собрании Баварского музея армии (г. Ингольштадт, Германия)."
http://www.museum.ru/1812/Painting/Fore/index.html
"Немецкий художник-баталист и литограф Альбрехт Адам участвовал в походе на Россию в составе IV-го корпуса вице-короля Италии Евгения Богарне. На протяжении всей кампании он подробно фиксировал в рисунках и дневниковых записях ход событий, в которых, как правило, принимал непосредственное участие.
После возвращения во Францию, на основе многочисленных зарисовок, которые ему удалось сохранить несмотря на неимоверные тяготы отступления, Адам создает серию из 83 листов, исполненных жидким маслом на бумаге. В период с 1827 по 1833 гг. они были литографированы автором": http://www.museum.ru/1812/Painting/Adam/index.html
Также: http://www.museum.ru/1812/Library/Sitin/book5_13.html
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики.
Из них уж многих нет; другие, коих лики
Еще так молоды на ярком полотне,
Уже состарелись и никнут в тишине
Главою лавровой...
(А.С. Пушкин. Полководец)
В "Вехах" уже немало размещено портретов русских генералов, батальных сцен, связанных со Смоленщиной в 1812 г. Предлагаю отдельную тему, своего рода мини-галерею... Начну с двух иностранцев...
"Христиан Вильгельм Фабер дю Фор (v. Faber du Faur) - вюртембергский генерал-майор (1839), художник-любитель. Потомок гугенотов, выходцев из Лангедока. Изучал право в Тюбингене, с 1802 г. государственный адвокат в Штуттгарте. В 1809 добровольно поступил в полк Короля, в июне произведен в лейтенанты. В мае 1810 г. обер-лейтенант. В 1812 году служил в резервном парке 25-й пехотной дивизии Великой армии. На Бородинское поле прибыл 5(17) сентября уже после сражения, был очевидцем действий отряда И.С. Дорохова на Можайском тракте..
Создал серию рисунков о походе в Россию, которая в 1827-1830 гг. была гравирована и издана под названием «Листы из моего портфеля, зарисованные на месте во время кампании в России» («Blatter aus meinen Portefeuilleim Laufe des Feldzugs 1812...», Stuttgart, 1831). Подробные пояснения к гравюрам составил Ф. Кауслер (его сослуживец) и Р. Лобауер. Альбом выдержал несколько изданий, наряду с серией рисунков А. Адама он является ценнейшим изобразительным источником о войне 1812 года. Исполненные Фабер дю Фором акварели с военными сценами находились в коллекции вюртембергского короля. Ныне вся серия акварельных рисунков, посвященных походу в Россию, хранится в собрании Баварского музея армии (г. Ингольштадт, Германия)."
http://www.museum.ru/1812/Painting/Fore/index.html
"Немецкий художник-баталист и литограф Альбрехт Адам участвовал в походе на Россию в составе IV-го корпуса вице-короля Италии Евгения Богарне. На протяжении всей кампании он подробно фиксировал в рисунках и дневниковых записях ход событий, в которых, как правило, принимал непосредственное участие.
После возвращения во Францию, на основе многочисленных зарисовок, которые ему удалось сохранить несмотря на неимоверные тяготы отступления, Адам создает серию из 83 листов, исполненных жидким маслом на бумаге. В период с 1827 по 1833 гг. они были литографированы автором": http://www.museum.ru/1812/Painting/Adam/index.html
Также: http://www.museum.ru/1812/Library/Sitin/book5_13.html
- Вложения
-
- Битва в предместьях.JPG (49.74 КБ) 12013 просмотров
-
- Бивак вице-короля под Смоленском.JPG (54.69 КБ) 12013 просмотров
-
- Бой под Красным 2 авг.JPG (63.08 КБ) 12013 просмотров
-
- Сообщения: 220
- Зарегистрирован: 05 апр 2012, 23:06
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Работы Фабер дю Фора
- Вложения
-
- Артиллерия у Свирской церкви.JPG (69.15 КБ) 12010 просмотров
-
- Вид Смоленска с северной стороны 7 авг..JPG (61.65 КБ) 12010 просмотров
-
- Сообщения: 220
- Зарегистрирован: 05 апр 2012, 23:06
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Переправа через Вопь - работа Альбрехта Адама
- Вложения
-
- Квартира вице-короля в Засижье (13 августа).JPG (290.54 КБ) 12009 просмотров
-
- Переправа корпуса вице-короля через Вопь.JPG (321.49 КБ) 12009 просмотров
-
- Между Смоленском и Валтутиной горой.JPG (68.48 КБ) 12009 просмотров
-
- Сообщения: 220
- Зарегистрирован: 05 апр 2012, 23:06
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Фабер-дю-фор в чине французского полковника служил в составе корпуса маршала Нея и прошел всю кампанию 1812 года...
- Вложения
-
- Перед пылавшей Вязьмой 18 августа.JPG (300.64 КБ) 12009 просмотров
-
- Главная квартира Наполеона в Славкове 15 августа.JPG (357.07 КБ) 12009 просмотров
-
- Сообщения: 220
- Зарегистрирован: 05 апр 2012, 23:06
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Немного отступлю от темы: трофеи в рисунках...
- Вложения
-
- Французское знамя, взятое в сражении под Красным.JPG (260.06 КБ) 12008 просмотров
-
- Жезл Даву.JPG (52.27 КБ) 12008 просмотров
-
- Сообщения: 1518
- Зарегистрирован: 09 янв 2006, 10:57
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 1 раз
- Контактная информация:
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Хочу Вас немножко поправить.Чомга писал(а):Работы Фабер дю Фора
Вюртембергская артиллерия у Свирской церкви - это Фабер дю Фор
Вид Смоленска с северной стороны 7 августа - А.Адам
http://smolensk-1812-2012.narod.ru/sche ... eks-karte/
На этой электронной карте обозначены некоторые пункты, с которых по мнению автора сайта рисовались открывающиеся виды.
Эти точки обозначены меткой со значком фотоаппарата. Нажимая на метку, можно проследить за взглядом художника.
www.smolensk1812.ru
Я не ради истины, я ради правды. © И.Ильф, Е.Петров.
Я не ради истины, я ради правды. © И.Ильф, Е.Петров.
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
anzel, Чомга, Спасибо! Очень интересно,посмотреть работы а потом увидеть на карте места где все происходило. :hi:
-
- Сообщения: 220
- Зарегистрирован: 05 апр 2012, 23:06
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Именно в Гжатске Наполеон вспоминает об искусстве. Об этом пишет Е.В. Тарле в "Нашествии Наполона на Россию": "Войдя в Гжатск, Наполеон приказал 2 сентября в три часа дня сделать всеобщую перекличку боевых сил, находившихся в Гжатске и в непосредственной близости. Оказалось 103 тысячи пехоты, 30 тысяч кавалерии и 587 орудий. Но еще продолжали подходить отставшие части.
В Гжатске Наполеон пишет Марии-Луизе, отвечая, очевидно, на ее письмо о рисунках Дэнона (к истории наполеоновских войн): «Я доволен, что рисунки Дэнона о моих кампаниях тебя развлекают. Ты находишь, что я подвергался многочисленным опасностям. Вот уже девятнадцать лет, как я веду войны, и я дал много сражений и проводил много осад в Европе, в Азии, в Африке. Я поспешу кончить эту войну, чтобы поскорей тебя увидеть..."
Барон Доминик-Виван Денон, или де Нон (1747-1825), сделал не совсем обычную двойную карьеру художника (он считался одним из лучших рисовальщиков и граверов своего времени) и политического агента. Он сопровождал Наполеона в Египетском походе; рисунков, связанных Россией, у него нет...
Вики: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%E2% ... 8%ED%E8%EA
(Еще о Дэноне, если кого-то заинтересовала эта фигура: http://www.lecourrierderussie.com/2010/ ... ho-denona/).
А вот у Фабера дю Фора есть рисунки, связанные с Гжатском.
В Гжатске Наполеон пишет Марии-Луизе, отвечая, очевидно, на ее письмо о рисунках Дэнона (к истории наполеоновских войн): «Я доволен, что рисунки Дэнона о моих кампаниях тебя развлекают. Ты находишь, что я подвергался многочисленным опасностям. Вот уже девятнадцать лет, как я веду войны, и я дал много сражений и проводил много осад в Европе, в Азии, в Африке. Я поспешу кончить эту войну, чтобы поскорей тебя увидеть..."
Барон Доминик-Виван Денон, или де Нон (1747-1825), сделал не совсем обычную двойную карьеру художника (он считался одним из лучших рисовальщиков и граверов своего времени) и политического агента. Он сопровождал Наполеона в Египетском походе; рисунков, связанных Россией, у него нет...
Вики: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E8%E2% ... 8%ED%E8%EA
(Еще о Дэноне, если кого-то заинтересовала эта фигура: http://www.lecourrierderussie.com/2010/ ... ho-denona/).
А вот у Фабера дю Фора есть рисунки, связанные с Гжатском.
- Вложения
-
- Перед заставой в Гжатске.JPG (349.24 КБ) 11978 просмотров
-
- Гжатск горит.JPG (359.51 КБ) 11978 просмотров
-
- Бивак Нея перед Гжатском.JPG (296.33 КБ) 11978 просмотров
-
- Сообщения: 220
- Зарегистрирован: 05 апр 2012, 23:06
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
рисунок "Убитый егерь"
Незабываемый пример мужества и героизма русского солдата запечатлел художник на этой литографии. В тексте к рисунку говорится: «Среди вражеских стрелков, засевших в садах на правом берегу Днепра, один в особенности выделялся своей отвагой и стойкостью. Поместившийся как раз против нас, на самом берегу за ивами, и которого мы не могли заставить молчать ни сосредоточенным против него ружейным огнем, ни даже действием одного специально против него назначенного орудия, разбившего все деревья, из-за которых он действовал, он все не унимался и замолчал только к ночи. А когда на другой день по переходе на правый берег мы заглянули из любопытства на эту достопамятную позицию русского стрелка, то в груде искалеченных и расщепленных деревьев увидали распростертого ниц и убитого ядром нашего противника унтер-офицера егерского полка, мужественно павшего здесь на своем посту.
http://www.museum.ru/1812/Painting/Fore/part02.html
Незабываемый пример мужества и героизма русского солдата запечатлел художник на этой литографии. В тексте к рисунку говорится: «Среди вражеских стрелков, засевших в садах на правом берегу Днепра, один в особенности выделялся своей отвагой и стойкостью. Поместившийся как раз против нас, на самом берегу за ивами, и которого мы не могли заставить молчать ни сосредоточенным против него ружейным огнем, ни даже действием одного специально против него назначенного орудия, разбившего все деревья, из-за которых он действовал, он все не унимался и замолчал только к ночи. А когда на другой день по переходе на правый берег мы заглянули из любопытства на эту достопамятную позицию русского стрелка, то в груде искалеченных и расщепленных деревьев увидали распростертого ниц и убитого ядром нашего противника унтер-офицера егерского полка, мужественно павшего здесь на своем посту.
http://www.museum.ru/1812/Painting/Fore/part02.html
- Вложения
-
- Убитый егерь.jpg (327.55 КБ) 11969 просмотров
-
- Сообщения: 220
- Зарегистрирован: 05 апр 2012, 23:06
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Думаю, пора (временно) сменить жанр.
Василий Васильевич Верещагин.
"Всю жизнь любил он рисовать войну.
Беззвездной ночью наскочив на мину,
Он вместе с кораблем пошел ко дну,
Не дописав последнюю картину. "
К. Симонов
«… «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный, и без тени малейших надежд. Здесь на нас смотрит уже совершенно другое лицо. Все это одеяние, эта теплая шапка, эта широкая шуба, этот высоко поднятый воротник, свидетельствуют о немощи человека, который испугался холода; они просто не идут Наполеону. Ему ли было бояться морозов, жары, гроз, бурь на суше и на море, всевозможных физических неудобств? Ведь все это в количество более чем достаточном Наполеон испытал во время своих безчисленных походов. Его знаменитый спуск весною 1800-го года из Швейцарии в Италию через Сен-Бернардский проход, когда там еще не существовало теперешнего великолепного шоссе, был необычайно труден. Но в те времена Наполеон был молод, здоров, вынослив; если бывало холодно, горячая южная кровь согревала его лучше всякой шубы, и император находился всегда впереди своих войск, везде у них на виду; на коне, с саблей в руке, он стремился к победам и одерживал их. А теперь? Наполеон состарился... Некогда железный организм стал немощен, и император закутался в мех, сделавшийся прообразом могильного савана. В этой собольей шубе, в этой шапке и теплых сапогах он потерял сам себя, сидя в карете. Весь мир, который видел могучего императора в мундирном фраке, или в сером пальто и в исторической треуголке, не узнал бы Наполеона в этом столь несвойственном ему зимнем одеянии, поглотившем его фигуру и лишившем его подвижности... И это лицо, плохо выбритое, со снегом на усах и бороде, лишенное и тени прежнего одушевления и мужественной решимости, неужели это лицо Наполеона, совершившего такую блестящую карьеру, удивительного полководца и покорителя целой Европы? Поистине тут перед нами не Наполеон — победитель, но Наполеон уже почти побежденный, раздавленный такими силами, против которых все его военное искусство, талант полководца и гипноз славы были ничто»
http://www.museum.ru/1812/Painting/ver/ver15.html
http://www.museum.ru/1812/Painting/ver/ver14.html
Василий Васильевич Верещагин.
"Всю жизнь любил он рисовать войну.
Беззвездной ночью наскочив на мину,
Он вместе с кораблем пошел ко дну,
Не дописав последнюю картину. "
К. Симонов
«… «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, это спуск в бездну, сперва медленный, но с возможными надеждами, наконец головокружительный, и без тени малейших надежд. Здесь на нас смотрит уже совершенно другое лицо. Все это одеяние, эта теплая шапка, эта широкая шуба, этот высоко поднятый воротник, свидетельствуют о немощи человека, который испугался холода; они просто не идут Наполеону. Ему ли было бояться морозов, жары, гроз, бурь на суше и на море, всевозможных физических неудобств? Ведь все это в количество более чем достаточном Наполеон испытал во время своих безчисленных походов. Его знаменитый спуск весною 1800-го года из Швейцарии в Италию через Сен-Бернардский проход, когда там еще не существовало теперешнего великолепного шоссе, был необычайно труден. Но в те времена Наполеон был молод, здоров, вынослив; если бывало холодно, горячая южная кровь согревала его лучше всякой шубы, и император находился всегда впереди своих войск, везде у них на виду; на коне, с саблей в руке, он стремился к победам и одерживал их. А теперь? Наполеон состарился... Некогда железный организм стал немощен, и император закутался в мех, сделавшийся прообразом могильного савана. В этой собольей шубе, в этой шапке и теплых сапогах он потерял сам себя, сидя в карете. Весь мир, который видел могучего императора в мундирном фраке, или в сером пальто и в исторической треуголке, не узнал бы Наполеона в этом столь несвойственном ему зимнем одеянии, поглотившем его фигуру и лишившем его подвижности... И это лицо, плохо выбритое, со снегом на усах и бороде, лишенное и тени прежнего одушевления и мужественной решимости, неужели это лицо Наполеона, совершившего такую блестящую карьеру, удивительного полководца и покорителя целой Европы? Поистине тут перед нами не Наполеон — победитель, но Наполеон уже почти побежденный, раздавленный такими силами, против которых все его военное искусство, талант полководца и гипноз славы были ничто»
http://www.museum.ru/1812/Painting/ver/ver15.html
http://www.museum.ru/1812/Painting/ver/ver14.html
- Вложения
-
- Наполеон в зимнем одеянии.jpg (304.41 КБ) 11965 просмотров
-
- На большой дороге....jpg (87.62 КБ) 11965 просмотров
-
- Сообщения: 220
- Зарегистрирован: 05 апр 2012, 23:06
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Подвиг Павла Ивановича Энгельгарта глазами русских и французских художников разных эпох.
- Вложения
-
- Жан-Пьер-Мари Жазе (1788-1871) – французский гравер-репродукционист, работал в технике акватинты и меццо-тинто. Родоначальник династии граверов. Обучался у знаменитого гравера Л.-Ф.Дебюкура. Гравировал жанровые сцены, сцены охоты, пейзажи, исторические сюжеты. Особенно знамениты его работы с картин Карла и Ораса Верне. Кавалер ордена Почетного легиона (1846).
Военная казнь. Расстрел подполковника П.И. Энгельгардта в октябре 1812 г. Гравюра. Оригинал П. Виньерона. 1824 г. Бородино 1812. – М. : Мысль, 1987. – С. 281. - Жазе Ж.-П.М. Военная казнь. Расстрел П.И. Энгельгарта....jpg (25.98 КБ) 11939 просмотров
- Жан-Пьер-Мари Жазе (1788-1871) – французский гравер-репродукционист, работал в технике акватинты и меццо-тинто. Родоначальник династии граверов. Обучался у знаменитого гравера Л.-Ф.Дебюкура. Гравировал жанровые сцены, сцены охоты, пейзажи, исторические сюжеты. Особенно знамениты его работы с картин Карла и Ораса Верне. Кавалер ордена Почетного легиона (1846).
-
- Александр Петрович Апсит (Апситис) — (латыш. Aleksandrs Apsītis; 25 марта (6 апреля) 1880, Рига — 1944, Германия), российский, латвийский художник. Книжная графика, иллюстрации к сочинениям классиков, открытки на темы российской истории.
- Подвиг Энгельгарта.jpg (162.43 КБ) 11939 просмотров
-
- Семён Леони́дович Ко́жин, (род. 11 марта 1979 в Москва) — российский художник, живописец, график, декоратор, член Творческого союза художников России: http://kozhinart.com/ru/bio
Автор картины «Рубикон. Переход через реку отряда Дениса Давыдова. 1812 г.» (http://kozhinart.com/ru/gallery/gallery/historical/pictures/davidov) и др.
Кожин С. пишет: «…победа добра над злом, света над тьмой. Я того же искал, когда писал картины из серии 1812 года - России, воспрявшей духом: как помочь России сегодня, как пробудить ее духовность, как уйти от ненужного, наносного, сохранить патриотический дух страны?
Отечественная война 1812 года - не просто одно из важнейших событий 19 века. Это пример общенародного патриотического подъема, и именно поэтому подвиги ее героев описали и воспели многочисленные историки, писатели, живописцы и композиторы. Главное, находить в себе веру в Российское Государство, его святость, мощь и незыблемость.».
Расстрел подполковника П. И. Энгельгардта в октябре 1812 года. 2001. Бумага, темпера. 33 х 56 см. Собрание автора. - Расстрел подполковника П.И. Энгельгарта в октябре 1812 г..jpg (27.35 КБ) 11939 просмотров
- Семён Леони́дович Ко́жин, (род. 11 марта 1979 в Москва) — российский художник, живописец, график, декоратор, член Творческого союза художников России: http://kozhinart.com/ru/bio
-
- Сообщения: 220
- Зарегистрирован: 05 апр 2012, 23:06
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Кто-нибудь может помочь с установлением имени автора этого рисунка казни Павла Энгельгарта? Никак не получается его найти в книге Шильдера...
- Вложения
-
- Казнь Энгельгарта.JPG (49.6 КБ) 11918 просмотров
-
- Сообщения: 220
- Зарегистрирован: 05 апр 2012, 23:06
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Удалось найти автора последней гравюры. Это Ческий Иван Васильевич (1777-1848), русский гравер, мастер резцовой гравюры на меди. По происхождению крепостной крестьянин. В Академию художеств взят по Высочайшему повелению. Избран в академики за гравюру с картины Н.Пуссена "Лесной пейзаж". За поднесение этой гравюры царю получил в подарок от Александра I золотую табакерку. Автор более ста пятидесяти гравюр, в том числе - "Французы расстреливают Смоленского помещика Энгельгарда в 1812 м г." (с рисунка И. Иванова).
- Вложения
-
- Речь в тексте идет о музеях Смоленска.
- Федоров И.В. Смоленск и его герои в 1812 г. (1912).JPG (55.92 КБ) 11903 просмотра
-
- Сообщения: 220
- Зарегистрирован: 05 апр 2012, 23:06
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Петер фон Гесс (1792-1871) — баварский батальный живописец, член Академий художеств в Мюнхене, Берлине, Вене и Петербурге. Учился в Мюнхенской Академии художеств, под влиянием Албрехта Адама в 1813—1815 гг. участвовал в походах против французов (находился при штабе фельдмаршала К. Вреде), запечатлел много военных сцен.
В 1839 году, приехав в Россию по приглашению императора Николая I, Петер Гесс объехал вместе со знатоком униформы генералом Л.И. Килем поля сражений 1812 года и в 1840-1857 гг. написал для Зимнего дворца 12 больших картин важнейших сражений. Был свидетелем юбилейных торжеств 1839 г. на Бородинском поле.
Критики упрекали Гесса за сложность композиции и массу мелких деталей, нарушающих целостность впечатления.
С этим трудно не согласиться.
Есть сведения, что в мае 1848 года Николай Iподарил Вязьме копию с картины Петера фон Гесса «Сражение при Вязьме 10 октября 1812года».
В 1839 году, приехав в Россию по приглашению императора Николая I, Петер Гесс объехал вместе со знатоком униформы генералом Л.И. Килем поля сражений 1812 года и в 1840-1857 гг. написал для Зимнего дворца 12 больших картин важнейших сражений. Был свидетелем юбилейных торжеств 1839 г. на Бородинском поле.
Критики упрекали Гесса за сложность композиции и массу мелких деталей, нарушающих целостность впечатления.
С этим трудно не согласиться.
Есть сведения, что в мае 1848 года Николай Iподарил Вязьме копию с картины Петера фон Гесса «Сражение при Вязьме 10 октября 1812года».
- Вложения
-
- Петер фон Гесс.jpg (12.67 КБ) 11887 просмотров
-
- Сборник материалов для истории Императорской С.-Петерб.Академии Художеств за сто лет ее существования. Том 3.1866.JPG (40.45 КБ) 11887 просмотров
-
- Отечественные записки. Том 103 1855.JPG (31.48 КБ) 11887 просмотров
-
- Сообщения: 220
- Зарегистрирован: 05 апр 2012, 23:06
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Творения Гесса...
- Вложения
-
- Сражение при Смоленске 5 августа 1812 года. 1846. Эрмитаж, Санкт-Петербург.jpg (110.96 КБ) 11887 просмотров
-
- Сражение при Валутиной горе. 7 августа 1812 года..jpg (144.06 КБ) 11887 просмотров
-
- Сражение при Вязьме 10 октября 1812 года.1842. Эрмитаж, Санкт-Петербург.jpg (182.51 КБ) 11887 просмотров
-
- Сообщения: 220
- Зарегистрирован: 05 апр 2012, 23:06
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
И еще.
- Вложения
-
- Сражение под Красным. Подвиг солдат генерала Неверовского. 2 августа 1812 года.jpg (167.64 КБ) 11886 просмотров
-
- Сражение под Красным 6 ноября 1812 года. 1849.Эрмитаж, Санкт-Петербург.jpg (93.24 КБ) 11886 просмотров
-
- Гесс. Сражение при Лосьмине. 6 ноября. 1812 года.jpg (132.17 КБ) 11886 просмотров
-
- Сообщения: 220
- Зарегистрирован: 05 апр 2012, 23:06
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Жан-Шарль Ланглуа – художник-баталист, в рядах армии Наполеона участвовал в ряде кампаний: был при Ваграме, сражался в Испании, под Ватерлоо. При Бурбонах вынужден был оставить службу как сторонник Наполеона, занялся живописью. Первую батальную картину выставил в парижском Салоне в 1822. В походе Наполеона в Россию не участвовал, картины, связанные с этим походом, написал по рассказам его участников. В начале 30-х гг с посольством приехал в Россию, был представлен Николаю, получил предложение остаться в качестве адъютанта – и не принял его.
В 1832 г. Ланглуа еще путешествует по следам сражений в России, зарисовывает виды местностей, типы русских людей. Художник собирает материал для двух задуманных панорам: «Бородино» (открыта в 1839 в Париже), «Пожар Москвы» (1839, Париж). Панорамы впечатлили парижскую публику, критики говорили, что им «недостает только шума». Ланглуа завещал г.Канну 256 своих полотен.
http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD% ... %BB%D1%8C/
В 1832 г. Ланглуа еще путешествует по следам сражений в России, зарисовывает виды местностей, типы русских людей. Художник собирает материал для двух задуманных панорам: «Бородино» (открыта в 1839 в Париже), «Пожар Москвы» (1839, Париж). Панорамы впечатлили парижскую публику, критики говорили, что им «недостает только шума». Ланглуа завещал г.Канну 256 своих полотен.
http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD% ... %BB%D1%8C/
- Вложения
-
- Ланглуа Наполеон в Смоленске, 6 августа 1812 г..JPG (80.47 КБ) 11862 просмотра
-
- Сражение за Смоленск 17 августа 1812 г.
По рисунку А.Сандоса с живописного оригинала Ш. Ланглуа. Офорт. Париж, 1836-1848 гг. - Сражение за Смоленск 17 августа 1812 г..jpg (72.74 КБ) 11862 просмотра
- Сражение за Смоленск 17 августа 1812 г.
- Михалыч1963 1970
- Сообщения: 16933
- Зарегистрирован: 23 июн 2012, 21:14
- Настоящее имя: Вячеслав Мишарин
- Откуда: Гомель
- Благодарил (а): 75 раз
- Поблагодарили: 101 раз
- Недоумевающий
- Сообщения: 3918
- Зарегистрирован: 26 ноя 2008, 03:51
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 3 раза
- Контактная информация:
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Чомга, автором рисунка, часть которого Вы здесь выложили, является не Фабер дю Фор, а Альбрехт Адам :pardon:
http://smolensk-1812-2012.narod2.ru/sch ... rte/adam2/
......................................Альбрехт Адам (нем. Albrecht Adam, 1786 - 1862)
.....................................Вид Смоленска с северной стороны 19 августа 1812.
..........................................Smolensk vu du côté du Nord, le 19 août 1812
.....................................................Paris, musée de l'Armée
- Недоумевающий
- Сообщения: 3918
- Зарегистрирован: 26 ноя 2008, 03:51
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 3 раза
- Контактная информация:
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Михалыч1963 1970, а кто же автор(ы)? :unknw:Михалыч1963 1970 писал(а):Нашёл в немецких и австрийских архивах.
<...>
И ссылочку не дадите? :hi:
Тема в «Вехах» - «Где же похоронен французский генерал Гюден?»
Ответ - здесь: 32°2′19.35″ (32.038709)E, 54°47′2.06″ (54.783906)N
Ответ - здесь: 32°2′19.35″ (32.038709)E, 54°47′2.06″ (54.783906)N
-
- Сообщения: 220
- Зарегистрирован: 05 апр 2012, 23:06
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Недоумевающий, спасибо и за up, и за поправку. :hi: Конечно, Адам. Мне уже уважаемый anzel 3-го мая на это указалНедоумевающий писал(а): Чомга, автором рисунка, часть которого Вы здесь выложили, является не Фабер дю Фор, а Альбрехт Адам :pardon:
Да, не стоило заводить разговор о классическом наследии в третьем часу ночи, хотя это не извиняет неточности. Очень хотелось бы продолжить эту тему, пока она актуальна, но, увы, такая "ветка" требует времени, его, как всегда, недостает... Кстати, с таким названием (7-ое, а не 19 августа) репродукция помещена в книге Вороновского (сына судьи, кандидата юридических наук, председателя любительского литературно-драматического общества в Смоленске). То ли он сам читателя "перевел" так на новый стиль, то ли взял где-то, но в Оглавлении иллюстраций отмечено "Съ рисун.".anzel писал(а):Хочу Вас немножко поправить. ...Вид Смоленска с северной стороны 7 августа - А.Адам
http://www.knigafund.ru/books/78003/read#page199 Вроде бы у Будаева в книге "Историки Смоленска XVIII – начала ХХ вв." говорится, что для иллюстрирования знаменитой книги Владимира Михайловича ""Отечественная война 1812 года в пределах Смоленской губернии" были использованы "рисунки из коллекции герцога Н.Н. Лейхтенбергского, подготовленные к печати Экспедицией заготовления государственных бумаг", но у меня этой книги Будаева нет, что это за герцогская коллекция, я не знаю. http://www.admin-smolensk.ru/~websprav/ ... ext/67.htm. Так что, может быть, эта самая Экспедиция и подкорректировала названия рисунков.
Вот еще "Смоленск 18 августа 1812 г.".1828 .
( на Хроносе литографию сделали иллюстрацией вот к такому тексту:
http://www.1812w.ru/libris/lib_n/12n055.php)
Может быть, специалисты по фр. искусству, смогут подсказать, кто такой этот самый П. (?) Лакруа. А то что-то пока не получается найти! :help: Тот ли это «Bibliophile Jacob», писавший историю царствования Николая I и получивший пенсию от русского двора, чье имя" было фирмой"
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E0%EA% ... F%EE%EB%FC
или кто еще?
- Недоумевающий
- Сообщения: 3918
- Зарегистрирован: 26 ноя 2008, 03:51
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 3 раза
- Контактная информация:
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Чомга, за up спасибо принимаю :hi: - жалко стало топика, совсем уж было на 2-ю страничку уползал :(Чомга писал(а):Недоумевающий, спасибо и за up, и за поправку. :hi: Конечно, Адам. Мне уже уважаемый anzel 3-го мая на это указалНедоумевающий писал(а): Чомга, автором рисунка, часть которого Вы здесь выложили, является не Фабер дю Фор, а Альбрехт Адам :pardon:anzel писал(а):Хочу Вас немножко поправить. ...Вид Смоленска с северной стороны 7 августа - А.Адам
А за поправку-баян, тем более с той же ссылкой, что и у anzel`а - приношу извинения.
Э-хе-хе, такие уж наши годы - недавнее забываем, старое вспоминаем... :pardon:
-
- Сообщения: 220
- Зарегистрирован: 05 апр 2012, 23:06
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Про "старое вспоминаем" - что правда, то правда! Сама ловлю себя на том же...и злюсь. Вот у Михалыча "статус" стоит "Никогда не жалей ни о чем...". И правильно, наверно. И не всегда, увы, "Минувших зол воспоминанье/Уже есть благо для сердец..". Далек-о-о-о не всегда "благо"... :cray:Недоумевающий писал(а):[Э-хе-хе, такие уж наши годы - недавнее забываем, старое вспоминаем... :pardon:
-
- Сообщения: 220
- Зарегистрирован: 05 апр 2012, 23:06
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Можно сравнить литографию П.Лакруа по рисунку Адама "Смоленск 18 августа 1812 г" с изображением внизу и поискать, как в старой игре на внимательность, 10 отличий...
:unknw:Михалыч1963 1970 писал(а):Нашёл в немецких и австрийских архивах.
[/url]
-
- Сообщения: 1518
- Зарегистрирован: 09 янв 2006, 10:57
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 1 раз
- Контактная информация:
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Раскрашенный Фабер дю Фор невстречаемого ранее мне в сети качества!
За минусом водяного знака http://www.NLR.ru
Faber du Faur, Christian Wilhelm von (1780-1857).
Beaetter aus meinem Portefeuille im Laufe des Feldrugs 1812. In Russland, an Ort und Stelle gezeichnet von C.W. v Faber du Faur, und mit erlaeuternden Andeutungen begleitet von F. v. Kausler. - 1812
Например, на странице 33:
Vor Smolensk den 16. August 1812.
За минусом водяного знака http://www.NLR.ru
Faber du Faur, Christian Wilhelm von (1780-1857).
Beaetter aus meinem Portefeuille im Laufe des Feldrugs 1812. In Russland, an Ort und Stelle gezeichnet von C.W. v Faber du Faur, und mit erlaeuternden Andeutungen begleitet von F. v. Kausler. - 1812
Например, на странице 33:
Vor Smolensk den 16. August 1812.
www.smolensk1812.ru
Я не ради истины, я ради правды. © И.Ильф, Е.Петров.
Я не ради истины, я ради правды. © И.Ильф, Е.Петров.
-
- Сообщения: 220
- Зарегистрирован: 05 апр 2012, 23:06
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Альбом действительно замечательный! anzel , спасибо большое!
Сегодня состоится военно-историческая реконструкция сражения при Лубино, пусть даже не в свою истинную дату, но хочется надеяться, что зрители останутся довольны! Именно поэтому размещаю здесь рисунки Фабера дю Фора, связанные с этим сражением (ну, понятно, что не сами рисунки... рисунки находятся где-то в США...но вот, например, постаралось для нас издательство "Кучково поле": http://www.kpole.ru/ru/?module=catalog& ... iew&id=522 ). "Между Смоленском и Валутиной горой..." уже выкладывала, просто решила собрать их вместе.
" Позже рисунки публиковались на отдельных листах, затем большинство их было раскрашено, а Фабер дю Фор вместе с Фридрихом фон Кауслером, своим товарищем, также вюртембержцем, участвовавшим в русской кампании, дополнили их текстовыми комментариями."
http://www.mosjour.ru/index.php?id=401
И теперь (благодаря посту anzel!) предлагаю взглянуть на "раскрашенные" варианты и определить, кому что больше по душе.... (аналогия с "раскрашенным" Штирлицем здесь не проходит)
Сегодня состоится военно-историческая реконструкция сражения при Лубино, пусть даже не в свою истинную дату, но хочется надеяться, что зрители останутся довольны! Именно поэтому размещаю здесь рисунки Фабера дю Фора, связанные с этим сражением (ну, понятно, что не сами рисунки... рисунки находятся где-то в США...но вот, например, постаралось для нас издательство "Кучково поле": http://www.kpole.ru/ru/?module=catalog& ... iew&id=522 ). "Между Смоленском и Валутиной горой..." уже выкладывала, просто решила собрать их вместе.
" Позже рисунки публиковались на отдельных листах, затем большинство их было раскрашено, а Фабер дю Фор вместе с Фридрихом фон Кауслером, своим товарищем, также вюртембержцем, участвовавшим в русской кампании, дополнили их текстовыми комментариями."
http://www.mosjour.ru/index.php?id=401
И теперь (благодаря посту anzel!) предлагаю взглянуть на "раскрашенные" варианты и определить, кому что больше по душе.... (аналогия с "раскрашенным" Штирлицем здесь не проходит)
-
- Сообщения: 220
- Зарегистрирован: 05 апр 2012, 23:06
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
А вот автора этого рисунка пока не удается установить...хотя в уголке что-то просматривается, но что? Буду благодарна, если кто-то подскажет.
http://www.museum.ru/museum/1812/Painti ... ess05.html
Напомню, что работа, посвященная сражению при Валутиной горе, есть и у Петера фон Гесса:http://www.museum.ru/museum/1812/Painti ... ess05.html
-
- Сообщения: 220
- Зарегистрирован: 05 апр 2012, 23:06
- Откуда: Смоленск
- Благодарил (а): 0
- Поблагодарили: 2 раза
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Еще до 1 сентября (включительно, как сказали в администрации Дома художника на Советской ) работает выставка «Русь православная», где можно увидеть много интересных работ, так или иначе связанных с войной 1812 г. на Смоленщине. Всего на выставке представлено 78 работ пятидесяти шести авторов. В Книге отзывов много восторженных слов.
Статья об экспозиции здесь: http://kp.ru/online/news/1218005/
Тел. 38-18-58, 38-23-91, 38-35-36
Дом художника,
ул. Б.Советская, 21,
11.00-18.00 (вт.-чт.), 11.00-17.00 (пт.), 11.00-16.00 (сб.).
Выходные – воскресенье, понедельник.
Вход свободный. Посетили. Рекомендую.
Статья об экспозиции здесь: http://kp.ru/online/news/1218005/
Тел. 38-18-58, 38-23-91, 38-35-36
Дом художника,
ул. Б.Советская, 21,
11.00-18.00 (вт.-чт.), 11.00-17.00 (пт.), 11.00-16.00 (сб.).
Выходные – воскресенье, понедельник.
Вход свободный. Посетили. Рекомендую.
- Михалыч1963 1970
- Сообщения: 16933
- Зарегистрирован: 23 июн 2012, 21:14
- Настоящее имя: Вячеслав Мишарин
- Откуда: Гомель
- Благодарил (а): 75 раз
- Поблагодарили: 101 раз
Re: Война 1812 г. на Смоленщине глазами художников
Я, по недомыслию, думал, вы их все видели. И не озаботился авторами и ссылками. Но, мыслю, это - не страшно. В Гугле - в поиске "картинок" - забивайте: battle smolensk 1812. Можно - без "баталии". Очень много материалов, картин. Найдутся и эти (о которых вы спросили).Недоумевающий писал(а):Михалыч1963 1970, а кто же автор(ы)? :unknw:Михалыч1963 1970 писал(а):Нашёл в немецких и австрийских архивах.
<...>
И ссылочку не дадите? :hi:
Извините, впредь буду внимательнее и осмотрительнее.
С интересом Михалыч
Никогда не жалей ни о чём...