ну да, особенно по хирургии, стоматологии, атомной энергетике, металлургии...
Как учиться после 9ого класса и надо ли?
-
- Сообщения: 2610
- Зарегистрирован: 30 окт 2008, 20:03
- Благодарил (а): 7 раз
- Поблагодарили: 6 раз
Как учиться после 9ого класса и надо ли?
- матрёшка
- Девушка с секретом
- Сообщения: 15904
- Зарегистрирован: 30 июл 2010, 09:19
- Откуда: Оттуда
- Благодарил (а): 143 раза
- Поблагодарили: 188 раз
- Контактная информация:
Как учиться после 9ого класса и надо ли?
Поподробнее, пожалуйста.
Есть вода, которую пьют, чтобы жить. Есть - живая вода. (с)
-
- Сообщения: 2610
- Зарегистрирован: 30 окт 2008, 20:03
- Благодарил (а): 7 раз
- Поблагодарили: 6 раз
Как учиться после 9ого класса и надо ли?
да, пожалуйста - https://soc-education.ru/wp-content/upl ... 3806523254
- Aml
- Сообщения: 16662
- Зарегистрирован: 23 окт 2004, 00:10
- Настоящее имя: Сергей Амелин
- Откуда: Смоленск, Николаева
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 58 раз
Как учиться после 9ого класса и надо ли?
Я просто редко сейчас захожу на форум, поэтому и перестал писать про проблемы ВО. Впрочем, никаких изменений к лучшему не наблюдается. Даже наоборот.John Prick писал(а): ↑06 сен 2022, 14:05 Интересно бы, конечно, послушать Aml на эту тему, но он перестал что-либо говорить по ней.
Вот если вкратце.
Спойлер
За последние 8 лет сделано всё возможное, чтобы преподаватели вузов при всем своем желании не могли подготовить квалифицированных специалистов. Для этого:
1. Сильно осклаблена подготовка по физике и математике в школе. Особенно по физике. Учителей не хватает и, насколько я знаю, выпускной класс одной из смоленских школ в прошлом году полгода вообще был без учителя физики.
2. Сильно сокращен объем очных занятий в вузе. Когда я учился,на младших курсах было 36 часов занятий в неделю, на старших - 30. Сейчас это 16-18 часов в неделю. Студенты с первого курса учатся два - два с половиной дня в неделю. Особенно сильно это сказалось на подготовке по математике, физике и теоретическим основам электротехники. Кафедра теоретических основ электротехники расформирована.
3. Сильно увеличена нагрузка на преподавателя. Когда я учился, типовая учебная нагрузка, которую вел преподаватель, была 560-600 часов. Сейчас это около 900 часов. Причем, кроме учебной нагрузки в обязанность преподавателей вменили научную деятельность и публикации, а также обязательное выполнение хоздоговорны хнаучно-исследовательских работ. Причем есть план, сколько преподаватель должен заработать денег для вуза проведением нировских работ.Т.е. делается всё возможное, чтобы преподаватель не имел времени и сил, чтобы индивидуально заниматься со студентами, что является самым эффективным способом подготовки специалиста.
4. Изменение критериев оценивания эффективности работы вуза. Сейчас это что угодно, но только не качество подготовки выпускников. На первом месте объем заработанных средств за счет нировской деятельности, количество публикаций преподавателями вуза, средняя зарплата и т.п. Естественно, если качество выпускников в официальные критерии не входит, руководство в первую очередь заставляет преподавателей заниматься тем, что входит в критерии эффективности. На учебу все дружно забили.
5. Качество подготовки выпускников не контролируется никак. Совсем.
6. Нет возможности отчислять нерадивых студентов. В результате преподаватели вынуждены тратить время (которого и так немного) на бесконечные пересдачи. Три двойки за сессию - это не повод для отчисления. Поэтому преподаватели всё-равно в конце-концов ставят тройки и это деморализует тех, кто учится и зарабатывает те же тройки и четверти тяжелым трудом, а не настырными приходами на пересдачу.
Трудность отчисления имеет всё ту же причину - нормативно-душевое финансирование. Т.е. число преподавателей вуза зависит от числа студентов (соотношение 1:10 - 1:12). Т.е. если в ходе сессии выгнали 10 студентов, то нужно сократить (выгнать) одного преподавателя из вуза. При такой системе преподаватель не заинтересован ставить двойки даже тем, кто этого заслуживает, а администрация - не заинтересована отчислять студентов.
Хотя на практике отчисляют всё равно, поскольку некоторые вообще не приходят на экзамены. Но все равно в группах реально нужно отчислять не менее трети студентов как абсолютно неспособных или нежелающих учиться.
7. Ликвидация подготовки инженеров по большинству технических направлений. Бакалавр - это не всегда инженер (например по профстандарту, выпускники нашего бакалавриата не может занимать должность инженера, только техника. Инженером он может стать только через три года практической работы). А магистр - это, скорее научный работник. Его выпускная работа называется "магистерская диссертация". Он может работать инженером, но основное направление подготовки все-таки иное. Чистых инженеров практически никто не готовит.
В результате имеем то, что имеем. В первую очередь это сказывается на ВПК, им нужны технари, а их нет и не предвидится при такой системе образования.
Могут ли вузы подготовить спецов? Думаю, да. Но для этого, как минимум, нужно сильно увеличивать объем очных занятий со студентами. Очень сильно. Чего нет и не предвидится (тенденция обратная).
Нужно ли вообще высшее образование? Думаю, не всем. Для работы по многим профессиям, действительно, оно не обязательно. Но инженерам точно нужно. Инженер-самоучка - это возможно, но очень большая редкость. А вот нужны ли инженеры нашей экономике - этот вопрос открытый.
1. Сильно осклаблена подготовка по физике и математике в школе. Особенно по физике. Учителей не хватает и, насколько я знаю, выпускной класс одной из смоленских школ в прошлом году полгода вообще был без учителя физики.
2. Сильно сокращен объем очных занятий в вузе. Когда я учился,на младших курсах было 36 часов занятий в неделю, на старших - 30. Сейчас это 16-18 часов в неделю. Студенты с первого курса учатся два - два с половиной дня в неделю. Особенно сильно это сказалось на подготовке по математике, физике и теоретическим основам электротехники. Кафедра теоретических основ электротехники расформирована.
3. Сильно увеличена нагрузка на преподавателя. Когда я учился, типовая учебная нагрузка, которую вел преподаватель, была 560-600 часов. Сейчас это около 900 часов. Причем, кроме учебной нагрузки в обязанность преподавателей вменили научную деятельность и публикации, а также обязательное выполнение хоздоговорны хнаучно-исследовательских работ. Причем есть план, сколько преподаватель должен заработать денег для вуза проведением нировских работ.Т.е. делается всё возможное, чтобы преподаватель не имел времени и сил, чтобы индивидуально заниматься со студентами, что является самым эффективным способом подготовки специалиста.
4. Изменение критериев оценивания эффективности работы вуза. Сейчас это что угодно, но только не качество подготовки выпускников. На первом месте объем заработанных средств за счет нировской деятельности, количество публикаций преподавателями вуза, средняя зарплата и т.п. Естественно, если качество выпускников в официальные критерии не входит, руководство в первую очередь заставляет преподавателей заниматься тем, что входит в критерии эффективности. На учебу все дружно забили.
5. Качество подготовки выпускников не контролируется никак. Совсем.
6. Нет возможности отчислять нерадивых студентов. В результате преподаватели вынуждены тратить время (которого и так немного) на бесконечные пересдачи. Три двойки за сессию - это не повод для отчисления. Поэтому преподаватели всё-равно в конце-концов ставят тройки и это деморализует тех, кто учится и зарабатывает те же тройки и четверти тяжелым трудом, а не настырными приходами на пересдачу.
Трудность отчисления имеет всё ту же причину - нормативно-душевое финансирование. Т.е. число преподавателей вуза зависит от числа студентов (соотношение 1:10 - 1:12). Т.е. если в ходе сессии выгнали 10 студентов, то нужно сократить (выгнать) одного преподавателя из вуза. При такой системе преподаватель не заинтересован ставить двойки даже тем, кто этого заслуживает, а администрация - не заинтересована отчислять студентов.
Хотя на практике отчисляют всё равно, поскольку некоторые вообще не приходят на экзамены. Но все равно в группах реально нужно отчислять не менее трети студентов как абсолютно неспособных или нежелающих учиться.
7. Ликвидация подготовки инженеров по большинству технических направлений. Бакалавр - это не всегда инженер (например по профстандарту, выпускники нашего бакалавриата не может занимать должность инженера, только техника. Инженером он может стать только через три года практической работы). А магистр - это, скорее научный работник. Его выпускная работа называется "магистерская диссертация". Он может работать инженером, но основное направление подготовки все-таки иное. Чистых инженеров практически никто не готовит.
В результате имеем то, что имеем. В первую очередь это сказывается на ВПК, им нужны технари, а их нет и не предвидится при такой системе образования.
Могут ли вузы подготовить спецов? Думаю, да. Но для этого, как минимум, нужно сильно увеличивать объем очных занятий со студентами. Очень сильно. Чего нет и не предвидится (тенденция обратная).
Нужно ли вообще высшее образование? Думаю, не всем. Для работы по многим профессиям, действительно, оно не обязательно. Но инженерам точно нужно. Инженер-самоучка - это возможно, но очень большая редкость. А вот нужны ли инженеры нашей экономике - этот вопрос открытый.
- За это сообщение автора Aml поблагодарили (всего 4):
- John Prick (20 янв 2023, 09:06) • Dimedrol (30 янв 2023, 00:24) • mindflyer (22 июл 2023, 11:56) • neantichrist (03 окт 2023, 13:12)
- Aml
- Сообщения: 16662
- Зарегистрирован: 23 окт 2004, 00:10
- Настоящее имя: Сергей Амелин
- Откуда: Смоленск, Николаева
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 58 раз
Как учиться после 9ого класса и надо ли?
Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Сергею Дмитриевичу Леонову
Сергею Дмитриевичу Леонову
Спойлер
Уважаемый Сергей Дмитриевич!
В последние годы в нашей стране сложилась катастрофическая ситуация с высшим образованием. Работодатели ощущают острый дефицит квалифицированных кадров, в то время как высшие учебные заведения, казалось бы, выпускают достаточное количество дипломированных бакалавров и магистров. Однако уровень подготовки этих выпускников категорически не устраивает работодателей.
Причин заметного снижения уровня профессиональной подготовки выпускников вузов несколько, но одной из основных является существенное сокращение объемов так называемой контактной работы, т.е. времени, в течение которого преподаватель непосредственно контактирует со студентами и обучает их (лекции, практические занятия, семинары, лабораторные работы и т.п.) Вместо этого предполагается самостоятельное изучение студентами материалов дисциплин и фактически обучение из очного постепенно превращается в очно-заочное причем в самом худшем варианте, поскольку формально является очным и регулярные контрольные мероприятия, присущие заочному обучению отсутствуют, поскольку не предусмотрены учебными планами. При этом эффективность самостоятельной работы практически сводится к нулю. А поскольку самостоятельное изучение материалов дисциплин возможно только для теоретического материала, ни выработки, ни закрепления практических знаний и навыков не происходит, что крайне негативно сказывается на уровне подготовки выпускников.
Преподаватели хотят, но не могут ничему научить студентов по причине нехватки времени. А эта нехватка времени (сокращение объема контактной работы) связана желанием администрации вузов экономить фонд заработной платы. Для исполнения так называемых «майских указов Президента» и поддержании уровня зарплаты преподавателей на уровне вдвое средней по промышленности в регионе число преподавателей (число ставок) уменьшают, что позволяет выполнить это соотношение без существенного увеличения фонда заработной платы. А поскольку объем работ, который может выполнить преподаватель (учебная нагрузка) ограничена и не может превышать 900 часов в год, то для уменьшения числа преподавателей при подготовке того же числа студентов администрация снижает эту самую учебную нагрузку внутри преподаваемых дисциплин, т.е. снижает объем контактной работы.
С недавнего времени эта проблема еще больше обострилась, поскольку были убраны ограничения на минимальный объем контактной работы со студентами. Согласно действующему Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утвержденному приказом Минобрнауки России от 6 апреля 2021 г. № 245) вопросы установления минимального объема контактной работы, то есть непосредственного взаимодействия преподавателя и студента, в том числе в дистанционной форме, относятся к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Такие нормы устанавливаются всеми организациями высшего образования, в частности, в вузах города Смоленска для очной формы бакалавриата они составляют:
1) Смоленский государственный университет — 20 академических часов в неделю;
2) Смоленский государственный университет спорта — 16 академических часов в неделю;
3) Смоленская государственная сельскохозяйственная академия — 12 академических часов в неделю;
4) Филиал МЭИ в г. Смоленске — 16 академических часов в неделю.
В результате число учебных занятий всех видов существенно уменьшилось, что не позволяет передавать студентам в прежнем объеме теоретические знания, формировать умения и навыки, а также осуществлять их контроль. На это не отводится времени. Объем аудиторной нагрузки 16 часов в неделю соответствует двум парам занятий в течение четырех дней. В таком режиме учебный план большинства дисциплин представляет собой одну лекцию раз в две недели и одно семинарское занятие раз в две недели либо одну лабораторную работу раз в месяц. Очевидно, что при этом отсутствует самый главный принцип обучения — систематичность занятий, а студенты оказываются предоставлены сами себе. Причем это происходит в том числе и на первом курсе, что не позволяет студентам нормально влиться в учебный процесс, радикально отличающийся от того, к чему они привыкли в школе.
Кроме того, из-за наличия огромного количества свободного времени подавляющее большинство студентов очной формы обучения уже на младших курсах устраивается на работу на полный рабочий день, что негативно влияет на успеваемость и качество освоения образовательных программ.
Очевидно, что 16 часов аудиторных занятий в неделю позволяют сэкономить фонд оплаты труда преподавателей, но эта экономия явно происходит в ущерб качеству, что и отмечают работодатели. Очень малое число занятий делает практически невозможным достижение главной цели образовательного процесса — полноценного формирования универсальных и профессиональных компетенций выпускника вуза. Да, есть уникумы-студенты, которые и в существующих условиях добиваются приемлемых результатов обучения, но это исключение, а не правило. Уровень знаний, умений и навыков среднестатистического выпускника упал просто катастрофически.
Данная ситуация обострялась постепенно, в связи с политикой Минобрнауки России, направленной на расширение полномочия вузов по самостоятельному формированию образовательных программ. Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования 2000 года (ГОС ВПО 2000), существенно жестче регламентирующими образовательный процесс в вузах, устанавливались более высокие нормы контактной работы преподавателей и студентов. Например, ГОС ВПО 2000 по направлению подготовки бакалавров техники и технологии 550700 «Электроника и микроэлектроника» устанавливал средний объем аудиторных занятий студентов в размере 28 академических часов в неделю, т. е. практически в два раза выше сегодняшних норм. В более поздних документах министерства объем учебной нагрузки устанавливался в диапазоне от 24 до 36 академических часов в неделю. А сейчас все ограничения сняты и фактически очные занятия могут совсем не проводиться, но формально это будет считаться очной формой обучения.
Для сравнения, типовой объем контактной работы учащихся старших классов средней школы составляет 30–35 академических часов в неделю, что также в два раза выше сегодняшних норм для студентов вузов Смоленска.
В соответствии с вышеизложенным, просим Вас, Сергей Дмитриевич, ввести в общественный дискурс указанную проблему, а также приложить усилия для закрепления норм минимального объема контактной работы преподавателей вузов и студентов очной формы обучения в нормативных документах Министерства высшего образования и науки Российской Федерации в следующих размерах:
1) студентов очной формы, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета — не менее 28-30 академических часов в неделю;
2) студентов очной формы, обучающихся по программам магистратуры — не менее 20-22 академических часов в неделю.
С уважением,
коллектив преподавателей филиала МЭИ в городе Смоленске
В последние годы в нашей стране сложилась катастрофическая ситуация с высшим образованием. Работодатели ощущают острый дефицит квалифицированных кадров, в то время как высшие учебные заведения, казалось бы, выпускают достаточное количество дипломированных бакалавров и магистров. Однако уровень подготовки этих выпускников категорически не устраивает работодателей.
Причин заметного снижения уровня профессиональной подготовки выпускников вузов несколько, но одной из основных является существенное сокращение объемов так называемой контактной работы, т.е. времени, в течение которого преподаватель непосредственно контактирует со студентами и обучает их (лекции, практические занятия, семинары, лабораторные работы и т.п.) Вместо этого предполагается самостоятельное изучение студентами материалов дисциплин и фактически обучение из очного постепенно превращается в очно-заочное причем в самом худшем варианте, поскольку формально является очным и регулярные контрольные мероприятия, присущие заочному обучению отсутствуют, поскольку не предусмотрены учебными планами. При этом эффективность самостоятельной работы практически сводится к нулю. А поскольку самостоятельное изучение материалов дисциплин возможно только для теоретического материала, ни выработки, ни закрепления практических знаний и навыков не происходит, что крайне негативно сказывается на уровне подготовки выпускников.
Преподаватели хотят, но не могут ничему научить студентов по причине нехватки времени. А эта нехватка времени (сокращение объема контактной работы) связана желанием администрации вузов экономить фонд заработной платы. Для исполнения так называемых «майских указов Президента» и поддержании уровня зарплаты преподавателей на уровне вдвое средней по промышленности в регионе число преподавателей (число ставок) уменьшают, что позволяет выполнить это соотношение без существенного увеличения фонда заработной платы. А поскольку объем работ, который может выполнить преподаватель (учебная нагрузка) ограничена и не может превышать 900 часов в год, то для уменьшения числа преподавателей при подготовке того же числа студентов администрация снижает эту самую учебную нагрузку внутри преподаваемых дисциплин, т.е. снижает объем контактной работы.
С недавнего времени эта проблема еще больше обострилась, поскольку были убраны ограничения на минимальный объем контактной работы со студентами. Согласно действующему Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утвержденному приказом Минобрнауки России от 6 апреля 2021 г. № 245) вопросы установления минимального объема контактной работы, то есть непосредственного взаимодействия преподавателя и студента, в том числе в дистанционной форме, относятся к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Такие нормы устанавливаются всеми организациями высшего образования, в частности, в вузах города Смоленска для очной формы бакалавриата они составляют:
1) Смоленский государственный университет — 20 академических часов в неделю;
2) Смоленский государственный университет спорта — 16 академических часов в неделю;
3) Смоленская государственная сельскохозяйственная академия — 12 академических часов в неделю;
4) Филиал МЭИ в г. Смоленске — 16 академических часов в неделю.
В результате число учебных занятий всех видов существенно уменьшилось, что не позволяет передавать студентам в прежнем объеме теоретические знания, формировать умения и навыки, а также осуществлять их контроль. На это не отводится времени. Объем аудиторной нагрузки 16 часов в неделю соответствует двум парам занятий в течение четырех дней. В таком режиме учебный план большинства дисциплин представляет собой одну лекцию раз в две недели и одно семинарское занятие раз в две недели либо одну лабораторную работу раз в месяц. Очевидно, что при этом отсутствует самый главный принцип обучения — систематичность занятий, а студенты оказываются предоставлены сами себе. Причем это происходит в том числе и на первом курсе, что не позволяет студентам нормально влиться в учебный процесс, радикально отличающийся от того, к чему они привыкли в школе.
Кроме того, из-за наличия огромного количества свободного времени подавляющее большинство студентов очной формы обучения уже на младших курсах устраивается на работу на полный рабочий день, что негативно влияет на успеваемость и качество освоения образовательных программ.
Очевидно, что 16 часов аудиторных занятий в неделю позволяют сэкономить фонд оплаты труда преподавателей, но эта экономия явно происходит в ущерб качеству, что и отмечают работодатели. Очень малое число занятий делает практически невозможным достижение главной цели образовательного процесса — полноценного формирования универсальных и профессиональных компетенций выпускника вуза. Да, есть уникумы-студенты, которые и в существующих условиях добиваются приемлемых результатов обучения, но это исключение, а не правило. Уровень знаний, умений и навыков среднестатистического выпускника упал просто катастрофически.
Данная ситуация обострялась постепенно, в связи с политикой Минобрнауки России, направленной на расширение полномочия вузов по самостоятельному формированию образовательных программ. Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования 2000 года (ГОС ВПО 2000), существенно жестче регламентирующими образовательный процесс в вузах, устанавливались более высокие нормы контактной работы преподавателей и студентов. Например, ГОС ВПО 2000 по направлению подготовки бакалавров техники и технологии 550700 «Электроника и микроэлектроника» устанавливал средний объем аудиторных занятий студентов в размере 28 академических часов в неделю, т. е. практически в два раза выше сегодняшних норм. В более поздних документах министерства объем учебной нагрузки устанавливался в диапазоне от 24 до 36 академических часов в неделю. А сейчас все ограничения сняты и фактически очные занятия могут совсем не проводиться, но формально это будет считаться очной формой обучения.
Для сравнения, типовой объем контактной работы учащихся старших классов средней школы составляет 30–35 академических часов в неделю, что также в два раза выше сегодняшних норм для студентов вузов Смоленска.
В соответствии с вышеизложенным, просим Вас, Сергей Дмитриевич, ввести в общественный дискурс указанную проблему, а также приложить усилия для закрепления норм минимального объема контактной работы преподавателей вузов и студентов очной формы обучения в нормативных документах Министерства высшего образования и науки Российской Федерации в следующих размерах:
1) студентов очной формы, обучающихся по программам бакалавриата и специалитета — не менее 28-30 академических часов в неделю;
2) студентов очной формы, обучающихся по программам магистратуры — не менее 20-22 академических часов в неделю.
С уважением,
коллектив преподавателей филиала МЭИ в городе Смоленске
- renatius
- Сообщения: 34403
- Зарегистрирован: 20 сен 2003, 16:39
- Откуда: Smolensk, Russia
- Благодарил (а): 579 раз
- Поблагодарили: 1114 раз
- Контактная информация:
Как учиться после 9ого класса и надо ли?
На заседаниях ректората и учёного совета ситуация рассматривалась, решения приняты? Какой смысл бить челом депутату, как он повлияет на ситуацию, зачем игнорировать руководство ВУЗа...
-
- Сообщения: 2198
- Зарегистрирован: 29 июл 2021, 15:03
- Настоящее имя: mmmmmm
- Благодарил (а): 752 раза
- Поблагодарили: 491 раз
Как учиться после 9ого класса и надо ли?
renatius, пока Путин не примется за дело и не исправит что сделано Путиным за 23 года, ничего не изменится.
- Aml
- Сообщения: 16662
- Зарегистрирован: 23 окт 2004, 00:10
- Настоящее имя: Сергей Амелин
- Откуда: Смоленск, Николаева
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 58 раз
Как учиться после 9ого класса и надо ли?
Для изменения ситуации необходимо изменение законодательной базы, ибо очевидно, что если по закону можно проводить 16 часов занятий в неделю, а получать из бюджета столько же, сколько и за 32 часа, то руководство вуза будет проводить именно 16 часов, поскольку экономическая эффективность вуза при этом вдвое выше.зачем игнорировать руководство ВУЗа...
- TheBest
- Сообщения: 13222
- Зарегистрирован: 08 фев 2005, 14:36
- Благодарил (а): 11 раз
- Поблагодарили: 8 раз
Как учиться после 9ого класса и надо ли?
Aml, Когда я учился в МЭИ - я уже со второго курса работал. В 2005, вроде на юбилее ВТ, очень много поговорил с Пряжевской, Панкратовой и другими преподавателями.
Проблема ВО в том, что 99ти% студентов ВО по...ер и на...ер. Не выпустились ещё, ничего не знают, а уже тристатыщ надо и место техдира.
Проблема ВО в том, что 99ти% студентов ВО по...ер и на...ер. Не выпустились ещё, ничего не знают, а уже тристатыщ надо и место техдира.