Почему образы святых братьев волновали и волнуют самых разных людей: иконописцев, поэтов, художников?
Философ, художник, мистик
Николай Рерих к образам Бориса и Глеба обращался неоднократно (Княжич Глеб» 1916, «Святые Борис и Глеб» 1919, «Святой Глеб-хранитель» 1920, мозаика на стене церкви под Шлиссельбургом).
« Картину «Борис и Глеб» художник написал в 1942 г.
В 1941 году в «Листах дневника» Рерих писал: «Начаты "Борис и Глеб", поспешающие на помощь». Вот как рассказывает об этой картине Наталия Дмитриевна Спирина: «Борис и Глеб плывут по Днепру. Это очень почитаемые великие русские святые. Была легенда, что они появлялись перед опасностью, грозившей Руси. Они пожертвовали собой, чтобы не было междоусобной борьбы... Эта необыкновенная жертва сделала их святыми».
Сохранилось предание о явлении святых Бориса и Глеба, плывущих в багряных княжеских одеждах в ладье в ночь перед Невской битвой (1240), на помощь Александру Невскому; их изображения часто встречаются на иконах, посвящённых этому легендарному полководцу.
http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/1984
- Николай Рерих. Борис и Глеб.jpg (87 КБ) 2319 просмотров
Известный русский график и театральный художник
Иван Билибин в 1929 г. создает панно «Святые Борис и Глеб на корабле».
- Иван Билибин. Святые Борис и Глеб на корабле.jpg (253.42 КБ) 2319 просмотров
Борисоглебские храмы строились по всей России, например, на Смоленщине - в поселке Хиславичи (1880), а также в селе Борисоглебском (совр. Сычёвский район; храм постройки 1771 г., в 80-х гг. XIX в. был перевезен туда из села Ильинского).